Австрия выбирает президента и свободу от беженцев
22 мая 2016
В воскресенье в Австрии выберут нового президента – и хотя глава государства раньше был скорее символической фигурой, результаты голосования скажутся не только на внутриполитической, но и на общеевропейской ситуации. Победа евроскептика, сторонника ограничения миграции, признания Крыма российским и прекращения войны санкций может стать примером для других европейских стран.
Результата голосования австрийцев очень ждут в Европе – вспоминая, как в 2000 году 14 стран ЕС уже устроили дипломатический бойкот Вене после того, как там было образовано правительство с участием крайне правых.
«Норберт Хофер прямо говорит о том, что он не хочет, чтобы Австрия стала мусульманской страной».
Сейчас надавить на Австрию уже не получится – Партия свободы воспринимается большинством граждан как главный защитник национальных интересов, и любая попытка «наказать» страну приведет лишь к росту популярности АПС. Это не значит, что в понедельник европейская пресса и проатлантические политики не начнут бить в набат. Французское издание Le Huffington Post уже сейчас нагоняет градус:
«В это воскресенье Европа может проснуться с похмельной головой. Лидер австрийской ультраправой партии Норберт Хофер может стать президентом. Его победа, без сомнения, стала бы большим потрясением для всего континента... Ведь получится так, что народ изберет во власть ультраправых на родине Адольфа Гитлера, которую тот аннексировал в 1938 году. Христианские демократы и социал-демократы неизменно стояли у власти в стране с окончания Второй мировой войны, однако никто из них не смог пройти первый тур. Хотя итог выборов еще не известен, страну уже охватила паника».
Паникой называют отставку канцлера Вернера Файмана – вскоре после первого тура президентских выборов, состоявшегося 24 апреля, лидер социал-демократов ушел со всех своих постов. Файман потерял власть после того, как кандидаты обеих партий правящей коалиции, СДПА и АНП (именно народников французское издание называет христианскими демократами, по аналогии с Германией), не сумели выйти во второй тур президентских выборов, уступив бывшему лидеру «зеленых» Ван дер Беллену и представителю АПС Норберту Хоферу (второму человеку в партии, которой руководит Хайнц-Кристиан Штрахе).
Файман возглавлял правительство более семи лет, и его позиции были прочны, но разгром 24 апреля привел к тому, что канцлера освистали на первомайских мероприятиях. В ответ на критику он был вынужден назначить внеочередной съезд СДПА – как казалось, для того, чтобы подтвердить свои полномочия лидера партии. Но 9 мая, еще до съезда, Файман неожиданно подал в отставку – и спустя несколько дней его преемником стал 50-летний технократ и глава Австрийских железных дорог Кристиан Керн. А в этот вторник Керн был приведен к присяге в должности канцлера.
Новое правительство должно продемонстрировать, что традиционные правящие элиты готовы меняться, чтобы вернуть доверие избирателей – Керн сказал, что он далек от политических ритуалов и не будет продолжать курс Файмана. Он даже назвал устаревшим запрет на вступление его партии в коалицию с АПС на национальном уровне – а ведь обе правящие партии делали все для блокирования прихода к власти крайне правых (так же как во Франции правящие партии объединяют усилия для противостояния «Национальному фронту» Марин Ле Пен).
Но теперь эта стратегия бессмысленна – свободовцы становятся самой популярной партией страны, и дальше «затирать» их уже не получится. Социал-демократам и народникам, правившим Австрией 70 лет, нужно думать о том, что будет после парламентских выборов, которые пройдут через два года, а пока что наблюдать за ростом влияния АПС.
Подтверждением популярности АПС станет и голосование 22 мая – судя по опросам, выборы выиграет 45-летний Норберт Хофер. Хотя те же опросы накануне первого тура давали ему лишь небольшое преимущество перед 72-летним Александром Ван дер Белленом, в реальности 24 апреля Хофер набрал 36 процентов голосов, на 16 процентов опередив бывшего лидера «зеленых», изначально считавшегося фаворитом выборов.
Сейчас опросы дают Хоферу 53, а Ван дер Беллену 47 процентов – что означает, что результат кандидата АПС может быть еще выше. Хофер вчистую выиграл теледебаты, в своих интервью он продолжает говорить, что не хочет, чтобы Австрия стала мусульманской страной, и выступать за ограничение иммиграции:
«Я хочу ввести секторальный запрет на иммиграцию. Это значит, что если человек умеет делать что-то, что нужно на рынке труда, то он может приехать сюда. Если же у него профессия, которая не дает ему никаких шансов, то он не должен приезжать».
Эта совершенно разумная позиция воспринимается нынешними европейскими проатлантическими правительствами как неслыханное вольнодумство – Меркель же сказала, что «надо брать всех», то есть принимать всех беженцев. Австрия стала главной транзитной страной на пути миллиона беженцев в Германию – при этом и в самой альпийской республике в прошлом году около 100 тысяч человек подали заявки на получение статуса беженца (и это второй показатель в ЕС, если считать на душу местного населения).
Австрийцам это не нравится – и правительство Файмана пыталось в последние месяцы занять более жесткую позицию. Но вернуть доверие избирателей правящим партиям не удалось – и голосованием за кандидата АПС они высказали свое отношение в первую очередь к миграционной политике своих властей. Теперь Хофер обещает в случае победы использовать свои президентские полномочия для того, чтобы не допустить продолжения прежнего курса.
Он уже заявил, что «не примет того, что новый канцлер еще сильнее поднимет верхнюю планку по беженцам», потому что «мы не потянем это в финансовом плане»:Если же правительство все-таки решит увеличить квоту приема беженцев, то, как сказал Хофер, это будет иметь последствия в виде «отставки правительства». У президента Австрии действительно есть право отправить правительство в отставку и даже распустить парламент – но ни разу в послевоенной истории никто их не использовал. Если Хофер станет президентом, то правящие партии будут не заинтересованы в том, чтобы доводить ситуацию до конфликта с ним – ведь новые парламентские выборы выиграет Партия свободы (пускай и с относительным, а не с абсолютным большинством).
Так что сейчас можно прогнозировать, что ужесточение австрийской политики в отношении иммигрантов произойдет в любом случае – а получение хотя бы части власти теми, кого еще вчера называли «ультраправыми», конечно же, окажет пропагандистское влияние и на ситуацию в других странах Евросоюза. Особенно в родственной австрийцам Германии, где в следующем году пройдут парламентские выборы. Пока что «Альтернатива для Германии» – отчасти аналог Партии свободы – занимает в опросах третье место с 15 процентами.
Но что будет, если немцы Германии проникнутся примером немцев Австрии? А во Франции «Национальный фронт» Ле Пен повторит путь Партии свободы, прорвав политику блокады со стороны правящих партий? Да, выборы 2017 года во Франции и Германии не приведут к власти альтернативную элиту – но они подтвердят рост популярности националистов, евроскептиков и сторонников нормальных отношений с Россией, зримо продемонстрируют падение доверия к системным, традиционным политическим партиям, ставшим марионетками наднациональных сил.
Выбрав президентом Хофера, Австрия не выступит законодателем европейской политической моды – она просто четче всех остальных обозначит и так уже существующую общеевропейскую тенденцию.
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
Коментар