Please note, this is an approximate translation provided by Google Translate

Foreign Affairs (США): НАТО пора захлопнуть свои двери

Українська

Foreign Affairs: выживание НАТО требует реформ, а не новых участников

(Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ)

Альянс слишком разросся и действует чересчур провокационно — себе во зло, пишет Foreign Affairs. США нужна новая стратегия взаимодействия с Россией в Восточной Европе, которая будет опираться не на НАТО. Отказ от расширения блока станет для организации актом самообороны, уверен автор статьи.

Майкл Киммедж (Michael Kimmage)

Альянс НАТО плохо подходит для Европы двадцать первого века. И вовсе не потому, что так говорит президент Владимир Путин, и даже не потому, что он пытается раздуть угрозу масштабной войны на Украине, чтобы навязать ей нейтралитет и остановить дальнейшее расширение альянса. А из-за того, что у НАТО образовался серьезный конструктивный недостаток: организация уходит корнями в котел восточноевропейской геополитики, но со временем слишком разрослась, потеряла четкое предначертание и действует чересчур провокационно.

НАТО была создана в 1949 году для защиты Западной Европы и поначалу торжествовала. Она сдержала наступление Советского Союза, укрепила мир и обеспечила экономическую и политическую интеграцию Западной Европы. По окончании холодной войны США и страны Центральной и Юго-Восточной Европы поощряли стремительное расширение альянса, распахнув двери НАТО более чем дюжине стран в несколько этапов. Сегодня альянс превратился в рыхлого и мешковатого монстра из 30 стран и простирается от Северной Америки через Западную Европу до Прибалтики и Турции. Кроме того, НАТО все чаще колеблется между наступлением и обороной и участвовала в военных действиях в Сербии, Афганистане и Ливии. Гигантский охват и мутность целей рискуют втравить НАТО в масштабную европейскую войну.

Чтобы упростить стратегические цели и повысить обороноспособность НАТО, следует отказаться от приема новых членов — во всеуслышание и недвусмысленно. Альянс должен явственно дать понять, что его долгая фаза расширения завершена. Отказ политики открытых дверей, пусть это и будет непросто, и переосмысление архитектуры безопасности Центральной и Восточной Европы не станут уступкой Путину. Наоборот, это необходимо, чтобы самый успешный союз двадцатого века выстоял и процветал в двадцать первом.

Первоначально альянс НАТО выполнял три основные задачи. Во-первых, оборона. За годы Второй мировой Советский Союз круто продвинулся на запад, поглотив независимые страны и закрепившись как крупная европейская держава. НАТО не обратила эту тенденцию вспять, но справилась с ней и создала периметр, выйти за чьи пределы Советский Союз так и не смог. Во-вторых, НАТО решила эндемическую проблему западноевропейской безопасности, в частности, чересполосицу французского, немецкого и британского антагонизма. Превращение Франции, Германии и Великобритании из периодических врагов в стойких союзников оказалось рецептом прочного мира. Наконец, НАТО гарантировала участие США в европейской безопасности, чего не удалось сделать Первой мировой войне с ее путаными итогами.

С 1949 по 1989 год НАТО исправно выполняла все свои основные функции. Советские танки так и не перешли через Фульдский коридор. Вместо этого СССР создал свою версию НАТО — Варшавский договор, посвященный противодействию американской мощи в Европе, сдерживанию Германии и укреплению советского военного присутствия от Восточного Берлина до Праги и Будапешта. В Западной Европе НАТО настолько эффективно поддерживала мир, что об этой функции альянса почти забыли. Война между Францией и Германией стала немыслимой, что в конечном счете привело к созданию Европейского союза. США не ушли из Европы ни после Вьетнама, ни после Уотергейта, ни после энергетического кризиса 1970-х. В 1989 году Вашингтон вкладывал в европейскую безопасность не меньше, чем в 1949. Иными словами, НАТО как альянс сработала блестяще.

Вторая аксиома о расширении НАТО вытекала из оптимистичных представлений о международном порядке. Возможно, Россия находится на пути к демократии и, разумеется, будет рада сотрудничеству с НАТО. Но даже если демократией Россия не станет, тем не менее ей придется смириться с миропорядком под руководством США. В 2003 году Управление политического планирования Госдепартамента США подготовило документ под названием «Почему НАТО должна пригласить Россию». Этого не произошло, но американские политики рассчитывали, что западная модель магнитом притянет в Европу и НАТО Россию заодно с другими странами — Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. НАТО и западная политическая модель будут идти вперед рука об руку. Учитывая, насколько удачно НАТО работала доселе, больше НАТО по определению значило больше мира, интеграции и порядка.

Однако обе аксиомы оказались неверны. Структура, созданная для Западной Европы середины века, оказалась бессмысленной для Восточной по окончании холодной войны. НАТО изначальная ограничивалась железным занавесом, географией и политикой. Австрия и Финляндия вовсе не были легкой добычей: формально они сохраняли нейтралитет, хотя и четко заявили о своей приверженности, молча поддержав императивы западной безопасности. Более того, ужасы Второй мировой приглушили национализм в Западной Европе с ее давней историей могучих национальных государств. После 1945 года нерешенных вопросов о границах среди них не осталось. Внешние же силы менять границы Западной Европы не желали — ни Советский Союз, ни Китай. Таким образом, НАТО вполне могла преуспеть как оборонительный военный союз, как, собственно, и задумывалась.

Однако же НАТО расширенная действует в Восточной Европе совершенно иначе. В 2022 году уже нет аналога железному занавесу, а никакая география расширение НАТО уже не сдерживает. Вместо этого альянс неуклюже и бессистемно растянулся по всей Восточной Европе. Калининградская область — это небольшой остров России в море НАТО, которая спускается изогнутой линией от Эстонии к Черному морю (так в тексте, — Прим. ИноСМИ). НАТО двадцать первого века запуталась в мучительном вопросе, где кончается западная граница России и начинается восточная граница Европы, — этот вопрос с семнадцатого века стал причиной бесчисленных войн, часть которых разжег российский империализм, а часть — западные державы. НАТО совершенно случайным образом пересекает десятки разделительных линий Восточной Европы, безжалостной игровой площадке империй, национальных государств и этнических групп. Альянс отнюдь не причина региональной нестабильности, но как ненейтральная сущность и объект российской вражды не может рассматриваться вне этой нестабильности. Возможно, если бы все европейские страны (кроме России) входили в НАТО, альянс мог бы стать успешным оплотом против Москвы — но это далеко не так.

Непредвиденные риски от расширения НАТО усугубляются политикой открытых дверей, в результате которой восточный фланг альянса стал невнятным. Заявление НАТО от 2008 года, что рано или поздно его членами станут Украина и Грузия, было в лучшем случае амбициозным, в худшем — неискренним. Однако сдвиг границ НАТО на восток вполне реален, как показали недавние переговоры о возможном вступлении Финляндии и Швеции. Более того, гонка украинского правительства за членством в НАТО вовлекла альянс в самый взрывоопасный этнонационалистический конфликт во всем регионе, пусть даже для сторонников автономии НАТО присоединение Украины — либо вопрос исключительно соблюдения устава, где политика открытых дверей оговаривается особо, либо Богом данное Киеву право самому выбирать себе союзников. Оборонительный альянс не уполномочен решать конфликт между нечленом, ищущим членства, и ядерной державой, одержимой этого членства не допустить. Это конфликт, который НАТО может лишь проиграть, и который может поставить под угрозу само ее существование, если государство-член вроде Польши или Литва втянется в непрекращающуюся войну между Россией и Украиной.

Дополнительный риск для расширяющейся НАТО — это международный порядок вокруг альянса. Вместо того, чтобы присоединиться к европейскому порядку под руководством США Россия стремится построить собственный и сдержать американскую мощь. По иронии судьбы, расширение НАТО или даже ее обещания лишь играют Путину на руку. Это поддерживает его легенду о предательстве Запада и оправдывает вмешательство Москвы в глазах российской общественности. В России НАТО считается чуждой и недружественной. Ее расширение — опора внутриполитической легитимности Путина. Логика Путина такова: России нужен лидер, который сможет сказать «нет» альянсу, созданному, чтобы сказать «нет» Москве.

НАТО должна сменить курс, публично и явно отказавшись от дальнейшего расширения. Отказываться от своих обязательств перед уже присоединившимися странами она не должна ни в коем случае, — от этого зависит и авторитет США в Европе, — но пересмотреть аксиомы, приведшие к расширению 1990-х, стóит. А поскольку альянс уже и так чрезмерно расширился в одном из опаснейших районов мира, присоединение Украины было бы стратегическим безумием. Абсурдная приверженность Запада политике открытых дверей сама по себе оскорбительна для Украины (и Грузии) и со временем вызовет к Вашингтону неприязнь. Все знают, что их слова расходятся с реальностью, но украинцы и американцы одинаково мутят воду и отвлекают внимание тем, что не говорят откровенно.

США нужна новая стратегия взаимодействия с Россией в Восточной Европе, которая будет опираться не на НАТО. Альянс призван защищать своих членов, и закрыв открытые двери, мы ему в этом поможем. Вне всяких сомнений, прекращение дальнейшей экспансии потребует сложной дипломатии. Это пойдет наперекор регулярно звучащим обещаниям американских и европейских чиновников и создаст новый прецедент. Но союз, который не в силах действовать в собственных интересах и цепляется за опровергнутые положения, подрывает сам себя изнутри. Выживание требует реформ, а урегулирование вопроса о членстве в НАТО позволит выработать подход, отвечающий всем сложностям региона, международному порядку, где западная модель уже не господствует, и ревизионизму путинской России, который в ближайшее время никуда не исчезнет.

В то же время США и их европейские союзники и партнеры должны предложить новый институт для переговоров с Россией с упором на управление кризисами, решение конфликтов и стратегический диалог. НАТО не должна в нем играть никакой роли. Следует послать сигнал Москве (возможно, лидеру, который придет на смену Путину), что НАТО — не альфа и омега европейской безопасности. И главное, Вашингтон должен действовать осторожно. Статус-кво шаток, и малейшая выгода от дипломатии США, Европы и России того стоит. Шансы на успех дипломатии малы, но лишать ее этого шанса было бы непростительной ошибкой.

Чем полагаться на НАТО, в предстоящих конфликтах с Россией Вашингтону следует пуститься на экономическую хитрость. Наряду с Европейским союзом США могут надавить на Россию по Украине и другим разногласиям сочетанием санкций, эмбарго на передачу технологий и дальнейшей изоляцией России от европейских и американских рынков. Едва ли это новая идея, но далеко не самая современная экономика России с ее относительной финансовой слабостью — прекрасная мишень для таких мер.

В случае нового военного конфликта с Россией США следует сформировать отдельную коалицию с союзниками и партнерами для борьбы с возможными угрозами вместо прямого участия НАТО (если только Россия не нападет на члена НАТО). С 1991 года послужной список НАТО за ее пределами весьма пестр и насчитывает неудачные миссии в Афганистане и Ливии. Эти злоключения на зарубежных театрах доказывают, что альянсу следует играть в обороне, а не в нападении.

Закрытие дверей НАТО проблем Вашингтона с Россией не решит: они выходят далеко за рамки альянса. Но отказ от расширения НАТО станет для альянса актом самообороны, подарив ему сдержанность и большую ясность.

Майкл Киммедж — профессор истории Католического университета Америки и автор книги «Отказ от Запада: история идеи в американской внешней политике»

©2022 Council on Foreign Relations, Inc.

Поділитися

Коментар